Москва
Санкт-Петербург
Киев
Никосия (Кипр)
E-mail
Фактический адрес

Москва, ул. Малая Полянка, д. 12А
(рядом с м. Полянка)
Фактический адрес:

Украина, 02100, Киев,
ул. Попудренко, 1а, оф. 42

(Ближайшая станция метро – «Дарница»)

29

Ноября

2021

(Видео) Практика использования кипрских компаний в Вашем международном бизнесе. Последние тенденции и наши рекомендации

29 ноября 2021 года (понедельник) в 15:00  по Киевскому времени состоялся наш очередной открытый вебинар на тему: «Практика использования кипрских компаний в Вашем международном бизнесе. Последние тенденции и наши рекомендации»


В ходе вебинара наш эксперт рассмотрел следующие вопросы:

  • Изменения налогового законодательства Кипра;

  • Реестр бенефициаров на Кипре;

  • Релокация бизнес-структур на Кипр


С презентацией вебинара можно ознакомиться здесь


Видео запись вебинара





Подписывайтесь и смотрите наши видеозаписи, в том числе записи наших вебинаров по интересующей Вас тематике, на нашем YOUTUBE-канале в любое удобное для Вас время!  

____________________________________________________

Денис

 
- Добрый день! Меня зовут Денис Кузнецов, я являюсь управляющим партнером юридической компании Amond&Smith, наша компания более 15 лет занимается сопровождением нерезидентных компаний. Сегодня мы будем рассказывать на вебинаре о последних изменениях на Кипре, дадим рекомендации, как с этим жить, что делать, куда бежать, и ответим на ваши вопросы в чате. Сегодня у нас три блока вопросов: 1.глобальное изменение законодательства, которое произошло на Кипре в середине этого года, относительно изменения практики уплаты налога у источника по кипрским компаниям. 2.глобальная открытость, которое законодательство Кипра теперь требует от своих компаний, это будет осуществляться через инструмент раскрытия бенефициаров и составления списка бенефициаров по кипрским компаниям, который будет храниться в государственном реестре, к нему будет доступ у органов, которые мы будем разбирать дальше. 3.релокация бизнес-структур на Кипр и резидентство на Кипре за 60 дней.
Итак, мы начинаем наш вебинар. Изменения правил выплат налога у источника по кипрским компаниям. В чем большое изменение? В том, что кипрские компании с 2004 года существовали как самая лучшая холдинговая юрисдикция в европейских странах, поскольку на Кипре существовал принцип отсутствия налогообложения входящих дивидендов от дочерних компаний и отсутствие налога у источника при выплате дивидендов на материнские компании. То есть ставки были 0, дивиденды не включались в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Соответственно, эта льгота специально создана для холдинговых компаний, чтобы привлекать холдингодержащие структуры на Кипр, поэтому Кипр по статистике является лидером по инвестированию средств, по перекладыванию средств от украинского бизнеса в украинский бизнес через кипрские компании. При таком перекладывании инвестиций из одного кармана в другой отсутствовало налогообложение на уровне Кипра, и выплата дивидендов не налогооблагалась. Что же поменялось с 1 июля теперь такие выплаты нельзя проводить по нулевой ставке на компании, которые находятся в черном списке ЕС. На слайде вы видите этот список, самые распространенные юрисдикции в нем - это Панама и Сейшельские острова, то есть если раньше вы использовали компанию на Сейшелах как получателя дивидендного платежа, с этого года о нулевом налогообложении можно забыть. Налогообложение теперь будет на уровне 17%, за использование кредита – на уровне 30%, часто использовалась схема по предоставлению кредита кипрской компании, дальше кипрская компания предоставляла этот кредит украинской компании, и при выплате с Украины на Кипр пользовалась льготой об избежании двойного налогообложения, в разные времена были разные ставки, после этого кипрская компания выплачивала проценты на Сейшельскую компании по ставке 0, теперь это будет по ставке 30% и роялти по ставке 10%. Кипр вводит налоги у источника по различным ставкам по выплатам, и необходимо пересмотреть ваши структуры, которые использовали различные схемы финансирования, через или заемный капитал, или через кредитный. Поэтому наш совет очень простой: это посмотреть на редомициляцию в другую юрисдикцию вашей материнской компании или перенаправить финансовые потоки через другой механизм, чтобы убрать компании из черного списка как получателя дохода. По дивидендам есть ряд критериев, которые дополнительно должны соблюдаться. Первый – это минимальный порог участия должен быть как минимум 50%, участие допускается прямое, косвенное и даже через группы компаний, доли суммируются. И второе – акции компании должны быть не котируемые на бирже. Третье – если выплаты производятся на физическое лицо, то налог с дивидендов тоже не взимается. В отношении процентного дохода и роялти – также получатель должен быть не из юрисдикции черного списка. Для редомициляции самая популярная юрисдикция, на наш взгляд, это БВО, поскольку по ним уже понятен механизм действия закона про экономическое присутствие, но для холдинговых структур это не требуется, нужно лишь ежегодно декларировать эту информацию для государственных органов. Еще можно рассмотреть про ликвидацию верхней компании и установление конечного бенефициара акционером кипрской компании, тогда льгота остается по выплате с кипрской компании дивидендного платежа без уплаты налога у источника, и в Украине вы тоже подпадете под льготу – половина от обычного налога на доходы физических лиц, и общезатратный бюджет у вас будет 10,5% по входящим дивидендам из нерезидентских источников, это всем известная форма налоогобложения, которая уже довольно долго присутствует в законодательстве Украины и успешно используется различными группами лиц.
Следующий блок по бенефициарным собственникам. Тема про реестр бенефициаров в Европе муссируется последние 4 года, существует одна из директив ЕС по имплементации реестра бенефициаров с 2019 года. История о том, как законодатели различных стран пытаются обойти это требование европейского сообщества, самое знаменитое из судебной практики – это то, что во Франции Конституционный суд постановил, что открытые реестры бенефициаров нарушают чьи-то права, и его все-таки не приняли. Понятно, что все страны любым образом пытались минимизировать создание таких открытых реестров бенефициаров, в связи с тем, что это снижало их инвестиционную привлекательность, с той точки зрения, что кто-то пользуется определенной юрисдикцией, чтобы скрыть конечного бенефициара, а если его нужно открыть, то зачем нужна такая юрисдикция? Логика понятна, волнение по этому вопросу тоже понятно. Исходя из этого многие страны все время откладывали этот процесс имплементации, если говорить про Украину, то она одна из первых приняла этот закон о бенефициарах, многие начали так или иначе информацию файлировать в открытом реестре. Как мы знаем, в этом году снова обязали жестче профайлировать информацию по бенефициарам, дойти до конечного выгодополучателя, предоставить его паспортные данные, как обычно, перенесли на полгода потом. Украинский реестр является самым открытым с точки зрения информации и ее полноты, следующий вопрос в том, насколько гос.реестр проверял эту информацию на подлинность. Это спорный вопрос. У банков в этом плане более проверенная и адекватная информация. Критерий определения статуса конечного бенефициара - это прямое или косвенное владение долей уставного капитала в размере 25% + 1 акция. Реестр введен с марта 2021 года, компании обязаны были предоставить данные до 16 сентября, а новые компании – 30 дней с момента регистрации. Объем данных: ФИО, дата рождения и т.д., на слайде есть. Главный вопрос на сегодня – сформирован ли этот реестр? По своим компаниям мы зафайлировали уже большую часть информации, но поскольку на Кипре все делается не так быстро, как написано в законодательных актах и очень часто даются различного рода отсрочки, без применения санкций, то есть мнение, что и в этот раз срок предоставления информации будет продлен примерно на полгода. Те компании, которые подали заявку о ликвидации до 23.02 этого года, не имеют необходимости заполнять реестр бенефициаров на Кипре. На наш взгляд, это требование сильно изменит структуру предоставления услуги по номинальному сервису, если раньше он часто использовался для конфиденциального владения какой-либо компанией, сейчас после заполнения реестра это изменится. К реестру будут иметь доступ авторизированные лица - это различные гос.органы и др.лица, которые могут получать эту информацию по запросу, то есть позже эта информация может быть позже выложена в более открытый доступ, исходя из этого становится понятно, что функция номинального сервиса чуть-чуть угасает, уменьшается ее объем предоставления. На этом слайде вы видите, кто будет иметь доступ к реестру бенефициаров. Наша рекомендация – посмотреть на эту схему как на ту, которая уже меняется, и если у вас есть в этом риски, вы должны их принять или поменять каким-либо образом.
Следующая тема – это развитие темы сабстенс на Кипре, в этом году она приобретает критерий, которого уже нельзя избежать. В 2019 году ЦБ Кипра издал Директиву о предотвращении отмывания денежных средств и финансирования терроризма, там были разные циркуляры, обязывающие все компании, обслуживающиеся в кипрских банках, быть проверенными на подлинность, чтобы выявить шелл-компании, и если это шелл-компания, вся работа с ней должна быть прекращена. Вот уже почти два года мы живем в парадигме того, что кипрские банки в первую очередь выявили шелл-компании, офшорные компании, которые не могли показать экономическое присутствие в стране местонахождения. И второе – это то, что кипрским компаниям пришлось очень сильно потратиться на оплату офиса, чтобы показать его наличие банку, и в этом году банки заявили, что только наличие офиса не подтверждает сабстенс на Кипре, нужно, чтобы были соответствующие сотрудники, оформленные, им должна выплачиваться зарплата, что усложнило работу с кипрскими компаниями и удорожало работу с ними. И это является неизбежными требованиями, которые нужно выполнять, чтобы иметь свободный доступ к своим деньгам на Кипре, исполнение этих требований поможет в общении с банками. При этом сабстенс упростит работу с контрагентами, вы будете более открытыми и понятными для них, и теперь Украина будет не свысока смотреть на ваши кипрские компании, а как на реальный офис с реальными функциями. Многие компании рассматривают релокацию своих компаний на Кипр, айти-компании (Лимасол занят русскоязычными гражданами), есть законодательные акты по релокации сотрудников, есть краткосрочная релокация, до 90 дней, и долгосрочная, более 90 дней. Требования: заявка от компании, отсутствие иных оснований нахождения на Кипре, профильное высшее образование и опыт работы. По мнению кипрского законодательства, это привлечет больше специалистов на Кипр, соответственно, увеличится спрос на недвижимость, экономический потенциал страны будет повышаться. Одним из механизмов, который решает в том числе релокации на Кипр и льготного налогообложения определенной группы лиц, является такое понятие, как налоговое резидентство на Кипре за 60 дней. Условием получения такого статуса является ведение в течение налогового периода бизнеса на Кипре/работа по найму. Обычно на такого сотрудника регистрируется кипрская компания, он становится собственником, директором, вторым директором мы советуем назначить киприота для получения налоговой справки о том, что компания резидентская. Следующим критерием является пребывание на территории Кипра не менее 60 календарных дней в году, важно, что этот человек не должен быть налоговым резидентом любого другого государства по временным критериям, то есть не должен ни в одной стране проводить больше 183 дней, то есть вам надо проживать на Кипре не менее 60 дней в году и иметь недвижимость на праве аренды или в собственности. Это не очень сложные для исполнения критерии, при соблюдении которых налоговая выдаст вам справку о том, что вы являетесь налоговым резидентом Кипра. Альтернативой налогового резидентства на Кипре являются Арабские Эмираты, Эмираты привлекательны тем, что у них отсутствует налогообложение на доходы физических лиц. Преимуществом такой схемы является то, что она отработана, и налоговая выдает такие справки фактически по формальным критериям, когда вы приносите договора аренды или собственности, показываете то, что вы были не менее 60 календарных дней, и в течение трех месяцев вы сможете получить такую справку без проблем.
Я готов перейти к вашим вопросам из чата. Точного ответа на вопрос Анастасии я дать не могу, к сожалению, нужно внимательно изучать ваш вопрос и закон, чтобы ответить на него. На вопрос по реестру бенефициарных трастов, надо подробнее его изучить.
Спасибо всем за внимание! До следующих встреч!



Спикеры

Кузнецов Денис

Кузнецов Денис

Управляющий партнёр украинского офиса

Узнавайте первыми о новостях, услугах, публикациях и многом другом!
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных