Москва
Санкт-Петербург
Киев
Никосия (Кипр)
E-mail
Фактический адрес

Москва, ул. Малая Полянка, д. 12А
(рядом с м. Полянка)
Фактический адрес:

Украина, 02100, Киев,
ул. Попудренко, 1а, оф. 42

(Ближайшая станция метро – «Дарница»)

21

Сентября

2020

Контролируемые иностранные компании в Украине. Как их использовать, оставаясь в правовом поле

21 сентября 2020 года состоялся наш очередной бесплатный вебинар на тему: «Контролируемые иностранные компании в Украине. Как их использовать, оставаясь в правовом поле».

На вебинаре наш эксперт рассмотрел следующие вопросы:

1. Основные положения Закона о контролируемых иностранных компаниях.

  • Что значит «контролируемая иностранная компания»?
  • Какая доля владения должна быть, чтобы обеспечить «контроль» над компанией и попасть под действие закона?
  • Санкции за нарушение требований об уведомлении и налогообложении прибыли?

2. Понятие «налогового резидента» в целях КИК. Условия и основные признаки, свидетельствующие о наличии «налогового резидентства» в Украине

3. Когда ожидать новые поправки к закону о КИК?



Ниже Вы можете ознакомиться со стенограммой нашего вебинара:

Добрый день! Мы начинаем наш вебинар о контролируемых иностранных компаниях (КИКах) в Украине. Меня зовут Денис Кузнецов, я являюсь управляющим партнером юридической компании Amond&Smith. Наша компания последние 15 лет занимается регистрацией и сопровождением нерезидентных компаний.

Ранее это были очень популярные различные офшорные зоны, теперь многое изменилось, акцент сместился больше на офшорные зоны, плюс сейчас больше стало консалтинговых проектов в плане сопровождения этих компаний. Недавно мы переехали в новый офис, поэтому лучше зайти к нам на сайт или позвонить нам, чтобы узнать наш новый адрес.

Сегодня мы продолжаем вебинар, который делали 4 месяца назад. Что мы знаем про КИКи в Украине, что мы про это могли бы рассказать, основываясь на проекте закона 1210, который был в редакции годичной давности. Мы пытались угадать, что в нем будет написано в конечном итоге и когда он наконец вступит в силу.

И в тот день, когда мы делали наш прошлый вебинар, президент вечером подписал законопроект 1210, который стал законом 466 с умным названием «О внесении изменений в Налоговый кодекс» и огромным  блоком поправок к п. 2 ст. 39 НК относительно КИКов.

Мы хотели раньше провести этот вебинар, но все рассказывали нам, как будут вноситься изменения в этот закон. Поэтому мы взяли паузу, посмотрели и на изменения в закон 786 и решили провести единый вебинар. Поэтому мы сегодня будем обсуждать два закона и один законопроект в контексте КИКов в Украине.

Итак, мы начинаем наш вебинар. Сегодня мы рассмотрим основные положения закона о КИКах, понятие налогового резидента в целях КИКа и важный вопрос, когда ожидать новых поправок в закон о КИКах. Думаю, что все участники вебинара уже ознакомились с тем, что такое КИКи. Но для многих остается вопрос: что с ними делать?

Понятно, что эта конструкция в голову нашим депутатам не пришла просто так. Они взяли международную практику, которая говорит о том, что у тебя есть нерезидентная компания, которая не подпадает под налогообложение в месте твоего фактического проживания, где ты являешься резидентом. Получаешь ли с нее дивидендный платеж или нет, у тебя есть обязанность как минимум задекларировать такую компанию и, в зависимости от условий, которые существуют в этой стране, необходимость уплачивать налоги с так называемых вменяемых источников дохода.

Концепция обычная, понятная, государство ищет любую налогооблагаемую базу. Сейчас в нашем прозрачном мире особенно сложно скрывать свои активы. На первом слайде есть определение КИК, необходимо очень внимательно отнестись к этой категории, если у вас есть нерезидентная компания или вы планируете ее использовать. КИК — это любое юридическое лицо, корпоративное образование или организация, зарегистрированное в иностранном государстве и находящееся под контролем физического лица — резидента Украины или юридического лица — резидента Украины.

Поскольку дано очень широкое трактование, что такое КИК, — просто компания, которая находится под контролем физического лица, позже мы поговорим, что подразумевает закон под контролем физического лица и какие определения даются дефиниции в таком случае. Можно сразу сказать, что в нашем случае законодатель был очень мудрым с точки зрения того, что попытался любые уловки, которые возможны, чтобы обойти эту терминологию, закрыть.

 Если вы контролируете иностранную компанию, вам ее придется регистрировать, иначе к вам потом применят санкции, а они довольно серьезные. Итак, какие лица признаются контролирующими лицами?

1. Если физическое лицо владеет долей в иностранном юридическом лице в размере 50% и более.

2. Или 10% и более, при условии, что несколько юридических лиц владеют долями в иностранном юридическом лице, размер которых в совокупности составляет 50% и более.

3. Отдельно или вместе с другими резидентами Украины (связанными лицами) осуществляет контроль над иностранным юридическим лицом.

Абсолютно понятный критерий, если у вас нерезидентная компания. Прямое владение идет через акции или бенефициарное владение через траст, в котором номинальные акционеры указывает количество акций, которыми владеют. Так можно понять, владеете вы более или менее 50%.

Второй критерий придуман для тех, кто хочет обойти критерий 50% + и сделать его меньше для себя. Чтобы вы могли показать, что если у вас больше 10, но вы владеете вместе с другими физическими лицами — резидентами Украины. Законодатель подразумевает, что вы знаете этих резидентов, что вы с ними в компаньонах. Соответственно, это у вас одна компания, вы должны по ней отчитываться.

По этому пункту уже очень много дискуссий: а если я их не знаю, если это была сложная структура, в которой акционеры менялись, нужно ли узнавать, какими процентами акций они владеют и являются ли резидентами Украины. Очень сложный вопрос, на который нужно отвечать в комплексе рассмотрения каждой конкретной ситуации.

И третий, мне кажется, очень общий критерий, показывает, что даже если у вас нет акций или бенефициарного владения каким-либо иностранным юрлицом, но вы фактически отдаете распоряжения на его управление, вы подпадаете под критерий контролирующего лица.

Третий кейс очень популярен среди украинских чиновников, которым нельзя декларировать нерезидентные компании, среди тех бизнесменов, которые вообще никаким образом не хотят показывать нерезидентные компании, регистрируют их на водителей, секретарей и т.д. Часто журналистские расследования показывают такую взаимосвязь.

Надо сказать, такие расследования сейчас очень скрупулезно изучаются юристами, в том числе различных банковских учреждений, потому их отдел комплаенса несет жесткую ответственность с середины этого года по изучению бенефициарных собственников украинских юрлиц. И сейчас большая дискуссия, как определять бенефициара таких юрлиц, если акционерами записаны одни люди, а журналистские расследования говорят совсем о других лицах.

Понятно, что каждый кейс рассматривается индивидуально, придется всем в этом разбираться: и юристам клиентов, и юристам банков. Мы говорили о долях в иностранном юрлице. А что такое доля? Понятно, что это часть корпоративных прав, которые дают какие-то права или вытекают из соответствующих прав.

Законодатель определил, что это воздействие на соответствующую долю голосов в высшем органе, классические права — избираться или голосовать, второе — это право на получение части прибыли, третье — получение части активов при ликвидации иностранного юрлица. То есть это классическое определение доли в нерезидентной компании. И когда мы будем говорить про льготы в рамках КИК, мы будем говорить про ликвидацию и получение прибыли.

Итак, один из самых главных вопросов, которые изучаются сейчас юристами, работающими с нерезидентными компаниями, что это за компании, доля в них и контроль. Один из самых интересных слайдов — это статья Налогового кодекса про фактический контроль в КИКе, которая дает очень широкое толкование и по сути сужает рамки какого-то ухода от толкования фактического контроля для соответствующих бенефициарных собственников и контролирующих лиц.

Фактический контроль предполагает существенное влияние на решения соответствующего юридического лица по заключению соглашений, распределению активов и прибыли, прекращению деятельности, независимо от юридического оформления такого воздействия. И далее идут примеры, по которым можно осуществлять фактический контроль:

предоставление лицом указаний органам управления такого юридического лица;

ведение переговоров от имени этого юридического лица, и такие переговоры оформляются лишь формально;

наличие доверенности на осуществление существенных сделок от имени юридического лица, выданной на срок более 1 года. Срок интересный, если буквально читать эту статью. Если доверенность выдана на 1 год и менее, то это не подпадает под этот пункт, а в большинстве случаев по нерезидентным компания доверенности выдаются на срок не менее года, доверенности на срок более 1 года можно пересчитать по пальцам одной руки;

осуществление лицом операций по банковским счетам юридического лица или возможность блокировки таких счетов. Понятно, что такие лица как минимум зафиксированы в банковских учреждениях, то есть есть четкое подтверждение, что они проводят фактический контроль и подпадают под действие этого закона;

указание лица в качестве учредителя (бенефициара, фактического выгодоприобретателя) юридического лица при открытии счета.

Как мы знаем, сейчас все украинские юрлица, в структуре собственности которых являются нерезидентные компании, должны обновить информацию в банковском учреждении о том, кто является конечным бенефициаром такого юрлица. Соответственно, банку очень сложно «впихнуть» номинального акционера как бенефициара такого юрлица, поскольку банк понимает, кто управляет такой компанией, является директором, и очень много может расспрашивать про его нерезидентного учредителя. И мало шансов верить тому, что номинальный киприот, сейшелец, панамец является собственником предприятия в Украине.

Чтобы понять бенефициарного собственника, банк часто спрашивает трастовые декларации, проводит ревью и т.д. И очень сложно доказать банку, что человек, состоящий в нескольких компаниях, является реальным бенефициаром, приходится выдавать другое лицо с украинским именем и фамилией. Поэтому проверяется информация о том, кто заявил владение КИКом и кто не заявил, и очень просто штрафовать по такому критерию.

Дальше в пункте закона говорится о том, что есть исключения из термина фактического контроля, широкий перечень лиц, которые управляют или влияют (аудиторы, юристы, адвокаты и т.д.). И если буквально читать этот закон и читать 4-й абзац п. 1, 6 прим. 2 ст. 39, то кроме уже названных профессий, упоминается очень интересная профессия — инфорсер.

Юристы могут очень широко прочитать этот пункт и поскольку мало кто знает, кто такие инфорсеры. Гугл мне первым выдал, что это вышибала в баре. Как это связано с контролирующим лицом в КИК? Я не знаю. Но если у вас другой перевод такого лица с английского термина, которого я не знаю, то сообщите нам, это интересный пункт.

Итак, мы выяснили, что есть нерезидентная компания, есть контролирующее лицо, поговорим о его обязанностях. Если этот человек определил, что он является контролирующим лицом и подпадает под нормы закона о КИК, первая его обязанность — подать отчет о наличии такой компании.

Мы подробнее еще поговорим об этом. Самый худший вариант, когда после отчета еще нужно платить налоги. Понятно, что отчетами сыт не будешь, поэтому очень бы хотелось видеть деньги. Есть такая шутка, да. Деньги получаются в виде налогов, а налоги можно получать только с какого-нибудь дохода.

В Налоговом кодексе описаны условия, по которым компания должна платить различные налоги. Существуют две ставки: налоги на доходы физических лиц, классика — это 18%, льготная — 9%, чуть позже был придуман военный сбор, налогооблагаемые дивиденды теперь считают по ставке 10,5%. Теперь есть две концепции уплаты налогов:

1) платить со скрытого, непрямого, владения через бенефициарного собственника;

2) если вы владеете акциями иностранной компании по-белому или получаете долю прибыли через дивидендый платеж, преимущество которого в отсутствии нервных разговоров с банкирами, откуда у вас деньги.

Поскольку приходит белый доход от нерезидентной компании, вы платите 10,5% и спите спокойно. По статистике, уже в сотни раз возросли платежи и отчетность по этим компаниям в последние два года, очень многие структурируют свой доход через нерезидентную компанию. И получение белого дохода под 10,5% — это, можно сказать, квазиофшор. Такой системе налогообложения завидует вся прогрессивная часть человечества, где налоги в среднем от 40%, если говорить про большие доходы.

Теперь одна из самых интересных и обсуждаемых тем по КИКам — какие доходы не подлежат налогообложению. Первая льгота по КИКам сформулирована в Налоговом кодексе следующим образом: прибыль КИК не подлежит включению в общую налогооблагаемую базу, если между Украиной и иностранной юрисдикцией существует договор об избежании двойного налогообложения или обмене налоговой информацией и выполняется любое из следующих условий:

КИК платит фактический налог на прибыль по эффективной ставке не меньше 18% или меньше за такую ставку, не более чем на 5 процентных пунктов (Кипр чуть не дотянул до этой ставки); или

доля пассивных доходов составляет не более 50% от общей суммы дохода КИК.

По мнению наших законодателей, вся эта история по КИКам придумана для того, чтобы найти людей, которые используют иностранные нерезидентные компании как кошелек. Когда вы положили большую часть денег или все деньги в какое-то место, где они начинают вам приносить доход из так называемого пассивного источника дохода, то есть деньги лежат, вы их вложили в акции/облигации. То есть отсутствуют активные операции, есть только пассивные.

Следующий критерий, который еще лучше, чем предыдущий, говорит о том, что ваша прибыль не подлежит включению в общий налогооблагаемый доход, если общий совокупный доход всех КИКов одного лица из всех источников, по данным финансовой отчетности, не превышает эквивалент в 2 млн евро на конец отчетного периода.

Теперь мы подходим ко второму интересному вопросу: что такое доход КИК? Существует несколько мнений относительно того, что такое 2 млн евро, это доход или прибыль? Если мы понимаем, что доход — это доход компании, оборот по счету, а прибыль — это доходы минус затраты.

Есть мнение, что доход, по данным финансовой отчетности, составленной согласно МСФО, является прибылью. Поскольку этот вопрос является дискуссионным, то я надеюсь, законодатель услышит, что законодатель поймет это и внесет ясность, напишет более простыми словами, чтобы всем было понятно, что он имел в виду: доход, оборот или прибыль. Забегая вперед, в законопроекте 4065, к сожалению, об этом ничего нет.

Переходим к следующей льготе по КИКу: прибыль КИК не подлежит включению, если ваша компания является публичной компанией, акции (доли) которой обращаются на признанной фондовой бирже (эти признанные фондовые биржи позже должен будет утвердить Кабинет министров и дать список).

Следующая льгота: КИК является организацией, которая осуществляет благотворительную деятельность и не распределяет свои доходы в пользу ее учредителей (участников), то есть организация не занимается предпринимательской деятельностью, в этом есть логика, такие компании не должны сдавать отчетность и платить налоги.

Мы обсудили основные моменты, теперь переходим к следующему. Любой закон мертво исполняемый, если в нем не прописаны санкции за его нарушение. Непредставление сведений контролирующим лицом о КИК — штраф 100 размеров прожиточного минимума, установленного законом на 1 января отчетного периода.

Если говорить про 1 января 2020 года, то штраф 210 000 гривен — на мой взгляд, огромная мотивация для всех участников и КИКов сильно задуматься, что делать с такими компаниями, нужно ли их заявлять, подавать отчетность, потому что санкция очень понятная и не маленькая.

Дальше идет список санкций за нарушение требований налогообложения прибыли, я прошу вас обратить на это внимание. Из моей многолетней практики, я впервые вижу, чтобы такое количество налоговых санкций были прописаны за различные правонарушения относительно каких-то документов и т.д. Очень все подробно, сложно убежать от ответственности.

Теперь вопрос о льготной ликвидации КИКа. Для тех, у кого есть несколько компаний, на ней есть активы и каждый год нужно писать отчет, сдавать его по правилам МСФО (еще вопрос аудирования отчета нужно учесть), придумали норму про льготную ликвидацию. Ее писали в сентябре 2019 года, потом закон приняли в январе 2020 года. Его долго читали, потом наконец подписали, закон вступил в силу и остался 1 месяц, чтобы быстро принять решение, нужно ли ликвидировать компанию. Так называемая первая ликвидация.

Первая ликвидация говорила о том, что если вы принимаете решение о ликвидации до 30.06.2020 года, вы можете активы, которые вы получаете в рамках ликвидации, не включать в налогооблагаемый доход в соответствующем периоде. Все прочитали эту норму, обрадовались, побежали к юристам для ликвидации, но 30.06 уже наступило.  

Немногие смогли так быстро принять решение о ликвидации, во многих структурах решение о ликвидации — это глобальный процесс. Внесли изменения законом 786, 14.07 проголосовали и решили расширить рамки ликвидации. И если она начата после 01.01.2020 года и завершена до 31.12.2021 года, то подпадаете под льготную ликвидацию КИКа.

Если считать буквально первую ликвидацию, то ликвидационная масса, которую вы получаете на свой расчетный счет, не включается в налогооблагаемую базу в налог на доход физических лиц и не включается в налогооблагаемую базу по уплате военного сбора.

Если мы говорим про вторую ликвидацию, которая сейчас объявлена и запущена, то есть только твердая уверенность, что она не включается в налогооблагаемую базу налога на доходы физических лиц. По военному сбору есть отдельное мнение, что если широко трактовать законодательство, то тоже не включается. Будем надеяться, пункт про военный сбор будет четко указан в законопроекте 4065, то есть вы получите все свои активы под налогообложение по ставке 0, мы на это надеемся.

Теперь мы непосредственно переходим к законопроекту 4065 и отвечаем на вопрос Анатолия: когда законопроект станет законом? Надеемся, что все произойдет быстро, и в конце следующего месяца он станет законом. На что мы все сильно надеемся? Переносы сроков вступления в силу правил КИК. Как мы знаем, п. 4.2 статьи 39, который рассказывает про КИКи и все правила по ним (применение, отчетность, налоги и т.д.) вступает в действие с 1 января 2021 года, а это уже почти завтра.

Очень многие считают, что это сроки неоправданно короткие, чтобы принять решение о ликвидации КИКа, что с ним делать. Потому что у людей различный бизнес, у многих висят кредитные обязательства и т.д., особенно с учетом того, что закон неожиданно вступил в силу. Бизнес-сообщество очень просило перенести его на следующий отчетный период.

В законопроекте 4065 указано, что сроки вступления в силу планируется перенести на 22-й год. Мы говорили уже про льготную ликвидацию. Предусмотрено, что военный сбор в таком случае не будет налагаться на полученные активы. Следующий сложный вопрос, который мы здесь не обсуждали, потому что он является очень глобальным, на мой взгляд, это постоянные представительства нерезидентов, которые уже вступили в силу и применение которых уже можно очень сильно опасаться.

Есть надежда, что эту норму перенесут на 21-й год, потому что норма очень сложная. И следующий перенос норм про продажу нерезидентами украинских корпоративных прав с недвижимым имуществом. Это тоже норма, которая с неба упала для многих, многие стали замораживать свои сделки, опасаясь, что могут попасть под налогообложение.

Все просили перенести на 21-й год, чтобы подготовиться к таким радикальным изменениям налогообложения различных сделок и чтобы успеть закрыть такую сделку до вступления закона в силу и попасть под льготу, если она будет действовать с октября до начала января следующего года.

Итак, мы коротко описали главные вопросы по КИКам. Мы не брали сложные материи такие, как установление договорной цели или постоянных представительств, налогообложение компаний, у которых в структуре собственности очень много недвижимости. Потому что это является темой отдельного вебинара, чтобы мы могли дать больше информационных материалов по этому вопросу.

Есть еще очень интересная тема по КИКам: в чем их плюс, какие льготы они дают. Но это тоже тема отдельного вебинара. Еще Анатолий задал вопрос, как закрыть счет для процедуры ликвидационного аудита? Счет закрывается в рамках ликвидации путем заявления в банк о том, что вы собираетесь закрыть счет. И через эту процедуру закрывается счет в любом банке, самостоятельно клиент банка подает заявление о закрытии счета.

Если больше вопросов нет, я благодарю всех за участие и прощаюсь. 

До свидания!

Спикеры

Кузнецов Денис

Кузнецов Денис

Управляющий партнёр украинского офиса

Узнавайте первыми о новостях, услугах, публикациях и многом другом!
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных